13.11.2019 15:53
Новости.
Просмотров всего: 4265; сегодня: 3.

В ТГУ разработали уникальный электрокарт с «умным» аккумулятором

В ТГУ разработали уникальный электрокарт с «умным» аккумулятором

Силовая установка имеет длительный срок службы и не боится морозов.

В опорном Тольяттинском государственном университете (ТГУ) создали электрокарт, на который установили литий-титанатный smart-аккумулятор. Как утверждают разработчики, аккумулятор может заряжаться даже в условиях отрицательных температур, а срок его службы сравним с ресурсом остальных компонентов гоночной машины. Над проектом работали специалисты Высшей инженерной школы – стратегического проекта ТГУ.

– Сначала хотели сделать обычный карт, но Павел Крюков, консультант команды Togliatti Solar Team, предложил поставить готовую платформу на электрическую тягу. Тогда возникла идея сделать то, чего нет ни у кого, решив главные проблемы всех электрокартов, – рассказал руководитель проекта «Формула Студент ТГУ», заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского госуниверситета Александр Бобровский.

– Типичные литий-ионные элементы не могут заряжаться при минусовой температуре, это приводит к скорому выходу из строя всей батареи, – поясняет Павел Крюков. – Наш аккумулятор более стоек к этому явлению, потому что при его сборке применены элементы на основе литий-титаната. Заряжать их допустимо до -30 градусов. Кроме того, мы добились достаточной энергоёмкости батареи.

В аккумуляторе 22 элемента, за состоянием которых следит «Battery Management System» («BMS» – электронная система управления аккумуляторной батареей), есть монитор, в режиме онлайн отображающий все параметры работы блока питания – общий уровень заряда, напряжение, температуру (аккумуляторов, контроллера и двигателя) и даже скорость вращения колеса, то есть, спидометр.

Умная система не только контролирует состояние каждого элемента, но также отвечает за то, чтобы с помощью зарядного устройства мощностью 2-3 кВт аккумулятор можно было заряжать. Причём, процесс зарядки занимает всего 15 минут, а полученной энергии карту хватает на 6-7 стандартных заездов.

– Мы разрабатывали наш карт для прокатных центров. 6-7 заездов и 15-20 минут зарядки – этот цикл использования соответствует профилактике для бензинового карта. Там также после 6-7 заездов заливают топливо, проверяют уровень масла и т.д. Но главное, существенно увеличилось число циклов заряда-разряда нашего аккумулятора при номинальных режимах эксплуатации – до 20 тысяч. Это значит, что он практически вечный, – говорит Александр Бобровский.

При этом, литий-титанатный аккумулятор – не обслуживаемый, то есть, его не нужно проверять, заправлять электролитом и т.д.

– Такие аккумуляторы дорого стоят, но при этом они выполняют большую интеллектуальную нагрузку, и можно без преувеличения сказать – это аккумуляторы будущего. Пока такой аккумулятор мы установили на карт, наша следующая идея – сделать такой же для автомобиля, – делится планами Александр Бобровский.

Помимо аккумулятора, у электрокарта, созданного в ТГУ, есть и другие особенности. Прежде всего, это бесщёточный двигатель постоянного тока (так называемая технология BLDC – brushless direct current) – двигатель на постоянных магнитах с воздушной системой охлаждения. Его КПД– до 92%. Достаточное охлаждение необходимо для надёжности, иначе при перегреве система выключится. На скорости это может быть небезопасно.

Кроме того, действует система рекуперации энергии. Когда гонщик нажимает на тормоз, то часть энергии электрокарта от быстрого и резкого торможения используется для подзарядки аккумулятора. Это перспективная технология, которую широко применяют различные автопроизводители.

Кстати, в отличие от картов, используемых в прокатных фирмах и не имеющих задней скорости, у нового электрокарта, разработанного в ТГУ, есть система электропривода, который позволяет ему двигаться не только вперёд, но и назад. Это даёт гонщику широкие возможности для маневрирования. И ещё один плюс – колеса электрокарта упакованы в специальные кожухи-крылья, что делает гоночное средство фактически всепогодным. Сейчас инженеры Тольяттинского госуниверситета готовят документы, чтобы запатентовать свой электрокарт.

Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Тольяттинский государственный университет — 315 публикаций
Поделиться:

Интересно:

К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
20.04.2024 09:02 Новости
К годовщине окончания битвы за Москву в 1942 году
Начавшаяся 30 сентября 1941 года битва за Москву завершилась 20 апреля 1942 года. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. Враг потерял убитыми, ранеными и пропавшими без вести более 500 тысяч человек, 1300 танков, 2500 орудий и другой...
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
19.04.2024 16:10 Новости
20 млн учащихся приняли участие в уроке о геноциде советского народа
Накануне Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который отмечают 19 апреля, в российских школах прошли занятия «Разговоры о важном».  В рамках «Разговоров о...
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...